kot baun (baun) wrote,
kot baun
baun

Отступление в стиле ретро

Задумываясь над сюжетом всерьез, невозможно по старому смотреть знакомые фильмы. То есть - удовольствие получаешь по-прежнему, но - от другого. И героев тоже видишь не такими, как раньше.

Недавно смотрела "Служебный роман". Классный, классика, обожаю Рязанова! И как-то зацепилась мыслью за историю любви Олечки (Немоляевой) к Самохвалову (Басилашвили). Когда я его смотрела раньше (было это давно) Самохвалов в моем понимании был - злостный соблазнитель и вообще негодяй, а Олечка - бедная жертва.

А в этот раз смотрела и сама себе удивилась - всю первую часть фильма, то есть, до того момента, пока Самохвалов не проявил малодушие и не начал привлекать общественность, "чтобы она вмешалась и защитила его", он у меня никаких негативных эмоций не вызывает. Правда, и особо позитивных тоже: ну увлечен человек карьерой, ну что такого? А вот Олечкина любовь (которая раньше воспринималась с большой буквы Л) начала вызывать вопросы. Прежде всего, судя по сцене первой встречи Олечки и Самохвалова, напрашивается мысль, что Олечка живет скучной жизнью, которая ей не нравится и ее не увлекает - «а вообще я живу… так сказать… не отстаю…» - есть сын, муж, но нет в жизни чего-то действительно интересного.

Скучная жизнь, рутина и тут появляется Он – любимый в прошлом, успешный, красивый, модный, заграничный (для советского человека заграница – это особый мир, что-то вроде рая). Влюбленность Олечки в этой ситуации закономерна, но имеет ли эта влюбленность отношение к конкретному человеку? На самом деле, это бегство от обыденности, это любовь к мечте. Когда Самохвалов вежливо пытается дать ей понять, что не разделяет ее чувства, он сталкивается с тем, что она полностью игнорирует эту информацию. Этот момент очень важен - Олечке на самом деле все равно, как относится к ее влюбленности ее избранник, потому что для нее сейчас главное - она сама, ее чувства и ее переживания. Она впервые за долгое время живет яркой эмоциональной жизнью, испытывает эйфорию и не хочет, чтобы эта эйфория закончилась.

Но путешествия по облакам всегда заканчиваются, рано или поздно. В фильме Самохвалов совершает подлость, передав письма в местком (хотя о них все равно все уже знали, благодаря ушлой секретарше, которую за это создатели фильма почему-то не осудили) и Олечка читает грустное стихотворение "О мой застенчивый герой...". Если бы эта история происходила не в кино, а в жизни, ее влюбленность могла бы оставаться тайной, но была бы такой же обреченной, потому что не имела никакого отношения к реальности.

И если пофантазировать, как могли бы развиваться события, то лучшим выходом для Олечки было бы изначально, еще в момент встречи задать себе вопрос "А почему этот человек, которого я сто лет не видела, для меня так привлекателен?", проанализировать ситуацию и начать работать над своей реальной жизнью - отношениями с мужем, увлечениями, самореализацией.

Но, конечно, тогда не получилось бы такого прекрасного фильма. Кино - фабрика грез.
Subscribe

  • "Сага о Форсайстах"

    Перечитала "Сагу о Форсайтах" (честно скажу, кое-что перелистывала). По мне, читать такие толстые, бесконечно длинные и старые книги интереснее, чем…

  • Эстес "Бегущая с волками"

    Читаю и перечитываю эту книгу о внутренней жизни женщины, которую автор, психотерапевт и писательница, создавала 20 лет. Абсолютно не помню, кто мне…

  • Читая Вудхауза

    Выиграла в "Снарке" книжку Вудхауза - автора "Дживса и Вустера". Это НЕЧТО, особенно рассказы. Рекламирую: "- Девушка помогает строить песочный…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments